Коммерческий самолет Ан-124-100 создан на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ан-124 "Руслан", который является самым большим и грузоподъемным самолетом в мире, если не брать в расчет Ан-225 Мрия. Он предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелых и крупногабаритных грузов, различной специальной техники. В 1992 г. АНТК им. О.К.Антонова получил на самолет Ан-124-100 сертификат типа.
Самолет имеет двухпалубную компоновку фюзеляжа. На верхней палубе расположены кабина экипажа, кабина сменного экипажа и салон для сопровождающих лиц. Нижняя палуба является герметичной грузовой кабиной. Конструкция и размеры переднего и заднего грузовых люков самолета, закрывающихся рампами, обеспечивают быстрое и удобное проведение погрузочно-разгрузочных работ. Бортовой комплекс транспортного оборудования позволяет без помощи наземных средств выполнять погрузку и разгрузку. Многостоечное шасси высокой проходимости, наличие двух ВСУ и механизация погрузки обеспечивают автономную эксплуатацию самолета на малооборудованных аэродромах. Простота, надежность и безопасность эксплуатации самолета обеспечиваются резервированием систем и их компьютеризацией.
Уникальные транспортные возможности и высокие летно-технические характеристики самолета подтверждены в коммерческой эксплуатации, которая открыла новый сегмент рынка — перевозку крупногабаритных и сверхтяжелых грузов. На самолете транспортировались: 90-тонные гидротурбины, крупногабаритные автокраны «Либхер», американские карьерные самосвалы «Юклид», фюзеляж пассажирского самолета Ту-204, 109-тонный локомотив, авиадвигатели фирмы "Дженерал Электрик" GE90, различное военное оборудование, противолодочные вертолеты "Линкс", космические аппараты в капсулах и другие уникальные грузы. А транспортировка электрогенератора фирмы "Сименс" массой 135,2 т зарегистрирована в книге рекордов Гиннесса в разделе самого тяжелого моногруза, когда-либо перевозимого по воздуху.
Самолет соответствует III главе Приложения 16 ICAO по шуму на местности. Проводятся работы по обеспечению выполнения требований III (минус 5 Дцб) и IV главы. Он полностью соответствует также современным требованиям по эмиссии вредных веществ авиадвигателями, точности самолетовождения, полетам в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования и др.
АНТК им. О.К.Антонова также разработана модификация Ан-124-100М-150, в которой воплощены важнейшие компоненты Программы развития самолета Ан-124-100:
-
увеличена максимальная платная нагрузка от 120 т до 150 т;
-
увеличена максимальная взлетная масса с 392 т до 402 т;
-
увеличена дальность полета, в т.ч. с грузом 120 т с 4650 км до 5400 км;
-
назначенный ресурс самолета доведен до 24000 л.ч; ведутся работы по его увеличению до 40000 л.ч.
-
внедрен новый регламент технического обслуживания РО-500(ТО через 500 л.ч.);
-
обеспечена погрузка-выгрузка моногрузов массой до 40 т бортовыми погрузочными средствами;
-
усилена конструкция фюзеляжа для обеспечения загрузки-выгрузки и перевозки моногрузов массой до150 тонн;
-
модернизированы навигационный комплекс и локатор;
-
установлены новые цифровые тормозные блоки и разработана система торможения, что позволяет до 30% сократить посадочную дистанцию;
-
уменьшен состав экипажа с 6-ти до 4-х человек и повышен комфорт кабины отдыха;
-
проведена замена военного кислородного оборудования на гражданское;
-
установлены усиленные колеса и шины;
-
установлена более совершенная система молниезащиты самолета;
-
установлены новые приборы контроля двигателя;
-
разработаны модернизированные системы управления реверсом и контроля вибросостояния двигателя;
-
установлена система раннего предупреждения столкновения с землей СРППЗ-2000 (EGPWS).
19 июня 2007 г. самолет Ан-124-100М-150 получил Дополнение к Сертификату типа, выданное Авиационным регистром Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК), и обновленный Сертификат типа на самолет Ан-124-100, выданный Государственной Авиационной Администрацией Украины.
Запорожским ГП "Ивченко-Прогресс" (Украина) проведены работы по повышению надежности, газодинамической устойчивости и ресурса двигателя Д-18Т III-серии. Проводится разработка более современного двигателя Д-18Т IV-серии.
На мировом рынке воздушных перевозок крупногабаритных и сверхтяжелых грузов «Руслан» ожидает большой объем работ. По прогнозам экспертов, к 2017 г. объем этого рынка увеличится практически в 3 раза, достигнув 1,4 млрд. долларов США, а к 2030 г. — 2,3 млрд. долларов США. Таким образом, вскоре перевозчикам потребуется до нескольких десятков новых «Русланов». В связи с этим между Украиной и Россией подписано «Решение о первоочередных мерах по возобновлению серийного производства и поэтапной модернизации самолета Ан-124-100 на предприятиях Российской Федерации и Украины».
В марте 2006 г. началось использование самолетов "Руслан" в рамках программы НАТО и ЕС SALIS (Strategic Airlift Interim Solution). В программе задействованы самолеты авиакомпании "Авиалинии Антонова" и группы компаний "Волга-Днепр". Эти два крупнейших в мире эксплуатанта самолетов «Руслан» являются равноправными участниками программы.
Согласно подписанному контракту, два самолета Ан-124-100 постоянно базируются в аэропорту Лейпциг-Халле. Еще 4 машины предоставляются по требованию. Ан-124-100 будут выполнять стратегические перевозки в интересах Евросоюза и НАТО в период до 2012 г.
|